Попробовать систему SCAN >
Поделиться Facebook VKontakte Twitter Google Plus
Как проверить контрагента с помощью СМИ?

Как проверить контрагента с помощью СМИ?

Директор по развитию проекта «СКАН-Интерфакс» Юлия Михайлова рассказала журналу «Директор по безопасности» о том, как системы медиа-мониторинга помогают проверять контрагентов.
18 июля, 20:49 Twitter

Проверка контрагентов с помощью СМИ становится все более привычной практикой. Ведь зачастую пресса сообщает о проблемах компании гораздо раньше, чем эта информация отразится в отчетности или решении суда. Для банковской отрасли медийная проверка уже стала обязательной. Вместе со спросом формируется и предложение: сегодня на рынке есть ряд удобных сервисов специально для оценки медийных рисков контрагентов.

Процедуры комплаенса в России становятся все популярнее. И это не прихоть бизнеса, а требования законодательства. В последние годы государство все строже и все успешнее пресекает деятельность фирм-однодневок, использование схем по уходу от налогов и пр.

Так, за последние 7 лет число компаний, которые Федеральная налоговая служба (ФНС), относит к «однодневкам» снизилось с 1,8 млн (примерно 40% от общего числа юрлиц), до 300 тыс., рассказывал глава ФНС Михаил Мишустин в интервью «Коммерсанту» прошлым летом.

Важную роль в борьбе с фирмами-однодневками сыграла статья 54.1 Налогового кодекса РФ, вступившая в силу 19 августа 2017 года. В статье прописано, что в целях налогообложения могут быть учтены только те сделки, которые выполнены заявленным контрагентом (первого звена). А значит, компании должны проверять контрагента, с которым непосредственно заключают договор. А если вы заключили договор с недобросовестным подрядчиком, не проверив его, то у налоговых органов могут быть к вам обоснованные претензии.

Если говорить о банковском секторе (передовом с точки зрения комплаенса) то с 2019 года ЦБ РФ обязал банки проверять клиентов через СМИ, сообщали «Ведомости». Особенно это касается компаний из сферы торговли и строительства — именно эти отрасли ЦБ называет лидерами теневого рынка России.

Таким образом, проверка контрагента через медиа — это важная процедура, которая позволяет избежать не только финансовых потерь, но и потенциальных претензий госорганов.

Как показывает практика, такие претензии могут возникать даже по событиям 5-летней давности. Пример из жизни: компания несколько лет сотрудничала с банком, а потом у него отобрали лицензию. Судебные тяжбы в отношении банка все еще идут, и этой компании нужно доказать в суде, что на момент сотрудничества с банком она должным образом проверила его репутацию, и не нашла никаких признаков недобросовестности. Для этого мы помогали компании с поиском новостей в архиве и подготовили справку, из которой следовало, что действительно, про банк в публичном поле не появлялось никаких рисковых новостей.

Помимо богатого архива новостей (с 60-х гг. прошлого столетия) у системы СКАН есть специальные сервисы для оценки рисков.

Например: 

  • Индекс репутационного риска (ИРР).

ИРР наглядно показывает риски компаний. Индекс рассчитывается на основе более чем 20 риск-факторов: от несоблюдения деловой этики до судебных тяжб. Индекс учитывает «вес» изданий. Так, если негативное сообщение про компанию вышло в одном сомнительном СМИ, то ИРР существенно не изменится. А вот если негативные новости опубликовали сразу несколько крупных уважаемых изданий, то это окажет значимое влияние на индекс.

Если затем про компанию выйдет много позитивных или нейтральных публикаций, то индекс может снова снизиться. Однако растет ИРР всегда быстрее, чем снижается.

  • Списки

Сервис «Списки» позволяет мониторить риски сразу по большому числу контрагентов. Для этого в систему нужно загрузить список контрагентов в формате Excel, или синхронизировать его со списком из СПАРКа.

  • Интеграция со СПАРКом

Благодаря синхронизации со СПАРКом про каждую компанию в СКАНе можно увидеть ее официальные данные (ИНН, учредителей, руководителей, юр.адрес и пр.) Интеграция со СПАРКом также позволяет более точно находить новости.

  • Умный поиск

Умный поиск СКАНа позволяет искать (и находить!) новости именно про ту компанию или того человека, которых вы ищете. Даже если название компании звучит как клише ООО «Новые технологии», а имя ее руководителя Иванов Иван Иванович.

  • Оповещения

В СКАНе можно настроить алерты по интересующим компаниям и темам. Например, получать уведомления только по негативным новостям, или только по конкретному сюжету.

Медиа-мониторинг — уже почти обязательный инструмент для оценки рисков для любого специалиста по безопасности. Система СКАН-Интерфакс позволяет мониторить и оценивать контрагентов через СМИ точно, быстро и удобно.

Статья опубликована в выпуске №7 (июль) журнала «Директор по безопасности».

Заказать тестовый доступ >
SCAN Система комплексного анализа новостей Перейти на сайт >
Мы в соцсетях
Заявка на предоставление доступа
Удобное время для звонка
Введите код
code
Настоящим даю свое согласие ЗАО «Интерфакс» на обработку, в том числе сбор, систематизацию, накопление, хранение, уточнение, моих персональных данных, перечисленных в настоящей форме, с целью предоставления мне демо-доступа к сетевому изданию «Информационный ресурс СКАН». Данное согласие действует бессрочно и может быть в любой момент отозвано по письменному уведомлению на адрес ЗАО «Интерфакс»: 127006, Москва, ул. 1-ая Тверская-Ямская, д. 2, стр. 1