Зачем платить за новости или почему любители не заменят профессиональную журналистику | СКАН-Интерфакс

Система управления репутацией
мониторинга СМИ и соцмедиа

Главная Блог Выбор редактора Зачем платить за новости или почему любители не заменят профессиональную журналистику

Зачем платить за новости или почему любители не заменят профессиональную журналистику

В последние годы мировой и российский рынок СМИ переживает сильную трансформацию. Традиционные каналы (ТВ, радио, пресса) теряют свою влиятельность, а в интернете внимание читателей уходит в соцсети.

Профессионалы VS любители

Сегодня у СМИ действительно нет монополии на контент. Чиновники и топ-менеджеры могут делиться новостями и слухами в соцсетях и блогах. К примеру, президент США Дональд Трамп каждое утро делает пост в Twitter, после чего все СМИ начинают его цитировать и обсуждать. А Белый дом в январе установил рекорд: 31 день без интервью, выступлений перед журналистами и вообще без брифингов за все время президентства Дональда Трампа.

Или пример из российской практики: в 2013 году новость о грядущем назначении новой главой ЦБ РФ Эльвиры Набиуллиной впервые просочилась в инфопространство благодаря посту в Facebook бывшего замминистра финансов Алексея Саватюгина, который написал о том, что ему это приснилось. Однако как это можно интерпретировать обывателю? Именно тут и нужны профессиональные СМИ — не только чтобы найти и подтвердить информацию, но для того, чтобы объяснять читателю, что она значит.

Примечательно, что приход к власти Дональда Трампа и усилившееся давление на СМИ вызвали у американского общества обратную реакцию и породили феномен Trump Bump — всплеск интереса к качественной журналистике и рост платных подписок у крупнейших издательских домов в США.

Откуда берутся новости

Где же профессиональные журналисты берут информацию, которой потом делятся с читателями? В среде PR-специалистов бытует мнение, что без их инициативы в медиа ничего не выходит. Это может быть справедливо для популярных новостных интернет-агрегаторов. Но не для качественной деловой журналистики.

Поиск информации — один из самых сложных пунктов в работе журналиста из СМИ «первого эшелона». И чтением пресс-релизов поиск далеко не ограничивается.

Ниже неполный перечень источников, из которых, например, наши корреспонденты берут новости:

Мониторинг сайтов — помимо корпоративных сайтов журналисты в режиме онлайн мониторят сайты раскрытия информации. На таких сайтах компании в соответствии с законодательством публикуют существенные факты о своей деятельности. Зачастую именно в сущфактах можно прочитать о реорганизации компании, приобретении или продаже активов, выпуске облигаций и т. п. Кроме того, журналисты внимательно следят и за сайтами регулирующих ведомств и инфраструктурных площадок (например, сайты Московской и Лондонской бирж). Умение читать сложный язык нормативных актов или финансовых отчетностей, полный специфических терминов — отдельный журналистский навык.

Статистика — редакции препарируют всяческую официальную статистику, в том числе ту, которой нет в открытом доступе. Например, «Интерфакс» ежемесячно публикует данные по добыче и экспорту нефти и газа по данным Минэнерго РФ, объемы переработки нефти и производства нефтепродуктов, объемы транспортировки нефти, динамику эксплуатационного бурения, динамику цен на газ, нефть и нефтепродукты в России и за рубежом, обзоры рынка электроэнергии.

Посещение форумов и конференций с участием первых лиц государства и бизнеса — журналисты «Интерфакса» работают с самыми высокопоставленными спикерами: слушают их выступления и не боятся задавать актуальные и неудобные вопросы. Часть корреспондентов аккредитована в президентский и премьерский пулы. То есть, они имеют право присутствовать на мероприятиях с участием первых лиц государства.

Общение с разными участниками рынка - настоящие профессионалы всегда выстраивают взаимоотношения не только с пресс-службой, но и непосредственно с участниками рынка, про который пишут. Тем более, что журналисты деловых СМИ обычно работают вдолгую и могут похвастаться очень глубокими знаниями о той отрасли, про которую пишут. Так, например, про газовую отрасль в «Интерфаксе» пишет корреспондент с опытом работы в этой теме более 15 лет, про АПК — более 25 лет. И пожалуй, самым ценным ресурсом любого журналиста являются его «источники» — то есть люди, которые готовы с ним делиться информацией на условиях анонимности. Это могут быть как бизнесмены, так и топ-менеджеры госкорпораций и чиновники. В неформальной беседе собеседники агентства могут рассказать о планах своей компании / ведомства, кадровых перестановках или о планах конкурентов намного раньше, чем о них будет заявлено официально. Конечно, такое общение строится на условиях взаимного доверия. Поэтому своих «источников» корреспонденты берегут как святая святых, не раскрывая их имен даже коллегам.

Как проверяются новости

Фактчекинг — под этим модным словом подразумевается тщательная проверка информации, то есть то, что профессиональные журналисты делают всегда.

Так, даже узнав сенсационную информацию от кого-либо из «источников», корреспондент должен постараться подтвердить ее, и запросить официальную позицию всех сторон, которые упоминаются в новости.

Профессиональные СМИ дорожат своей репутацией, поэтому достоверность передаваемой информации крайне важна. Аннулирование новости или заметки — самое неприятное, что может произойти с редакцией. В наш век фейков и постправды ценность достоверной информации особенно важна.

Как подаются новости

В информационных агентствах существует разнообразие жанров: от супер короткой новости одной строкой до аналитического лонгрида.

«Молния» — это самый короткий формат, который используется для срочной и важной для рынка новости. Название «молния» является «калькой» от английского названия сверхкратких новостей — flash. В журналистском сленге сегодня часто используются оба термина. По формулировке молния похожа на новостной заголовок. Не смотря на краткость, «молния» должна отражать суть события, а также содержать ссылку на источник информации (кроме случаев, когда сам корреспондент является свидетелем события). Например:

ОВК В 2018 Г. УВЕЛИЧИЛА ВЫПУСК ВАГОНОВ НА 3%, ДО 19,7 ТЫС., В СООТВЕТСТВИИ С ПЛАНОМ — КОМПАНИЯ

Пожалуй, этот формат вызывает больше всего тревоги у начинающих корреспондентов. Ведь надо суметь максимально быстро и точно передать суть происшествия, в условиях конкуренции в передаче информации на доли секунды. Профессиональный страх «молнить» обычно проходит не раньше, чем спустя год работы. Формат «молнии» предполагает, что вскоре (по стандарту не позднее, чем через 5 минут) появится более подробный вариант новости.

Срочная новость (Экспресс) — Срочная заметка может быть самостоятельным материалом о важном событии или развитием «молнии». Например:

Газпром расторг все строительные контракты с малым бизнесом на крупных стройках.
Томск/Москва. 29 января. ИНТЕРФАКС — «Газпром» закрыл практику передачи малому бизнесу крупных строительных контрактов, не дав малоизвестным компаниям попробовать себя в роли генподрядчиков.

Есть и другие форматы, позволяющие раскрыть суть новости, дополнить ее ценными деталями, аналитикой и мнением участников рынка.

Расширение (Обобщение) — это материал, добавляющий свежие детали и необходимый контекст к срочной новости. Расширений может быть несколько — по мере поступления новой информации или добавления информационных справок. В «расширенных» новостях всегда указывается, какая именно информация была добавлена. Например:

«Русагро» в 2018 году снизила продажи сахара на 22%

(Добавлен текст после 3-го абзаца)

Москва. 29 января. ИНТЕРФАКС — Группа «Русагро» в 2018 году сократила продажи сахара на 22%, до 702 тыс. тонн, сообщила компания.

Обзор — чаще всего это наибольший по объему материал, в котором корреспондент не только передает информацию о событии, но и пытается ее проанализировать с помощью экспертов и на основании собственного опыта. Обзорные материалы крайне важны для подписчиков, пытающихся понять, что на самом деле произошло. Например:

ИТОГИ ГОДА: Российские порты — большие перемены в мечтах о светлом будущем

Москва. 29 декабря. ИНТЕРФАКС — На фоне громких арестов, судебных тяжб с регуляторами, конфликтов между бизнесом и властями и кадровых перемен, в целом уходящий год можно все же оценить как достаточно успешный для стивидорного бизнеса. Грузооборот морских портов продолжает расти, превысив в 2018 году 800 млн тонн, в отрасли заключена первая портовая концессия, вводятся важные законодательные инициативы, сырьевым вектором развития становится Северный морской путь.

Рыночный комментарий — традиционно в комментариях приводится экспертное мнение о том, как-то или иное событие отразилось на изменении котировок. Если рынок изменился незначительно, то акцент в комментариях обычно делается на прогнозах и ожиданиях его участников.

Анонс — многие события являются ожидаемыми и прогнозируемыми. Например, заседание совета директоров Центрального банка, на котором принимается решение о ключевой ставке. Накануне события журналисты готовят материал с прогнозами экспертов о решении регулятора. Особый вид анонса в экономических лентах — публикация консенсус-прогнозов по отчетности «голубых фишек». Консенсус представляет собой опрос максимально возможного числа аналитиков инвестиционных компаний (минимум 3 для самых «неликвидных» компаний).

Вместо послесловия

Качественную журналистику пока не удалось «победить» любительской. Кстати, этот тезис подтверждает и тот, например, факт, что Wikinews и Wikitribune, два новостных проекта создателя Wikipedia Джимми Уэйлса, основанных на принципе UGC (user generated content), «не взлетели».

А поскольку поиск информационных поводов, подтверждение их достоверности и анализ полученной информации — это сложный интеллектуальный труд, компании и специалисты, предоставляющие такой контент, будут в цене.

Статья была подготовлена для sostav.ru

17.02.2019 12:43

Попробуйте технологии SCAN в деле

Вам будет интересно

Будни пресс-службы

Оценка опыта и деловой репутации

Деловая репутация — значимый бизнес-актив. Грамотное управление репутацией позволяет не только создавать положительное впечатление о бренде, но и снизить риски в кризисных ситуациях. В прошлом году BMW и Mercedes-Benz отозвали десятки тысяч автомобилей из-за возможных проблем с тормозами, но разве это подорвало позиции автогигантов? Вес бренда и годами формировавшаяся деловая репутация помогли компаниям легче пройти этот кризис с минимальными потерями среди фанатов.

12.10.2023 11:11
Будни пресс-службы

Осваиваем новые каналы коммуникации: как бизнесу зайти в Telegram

В связи с блокировкой известных социальных сетей бизнесу приходится адаптироваться и осваивать новые площадки. В статье рассказываем о Telegram как об альтернативе привычным соцсетям.

24.05.2022 11:01